«Здравпринт» меняет облик ортезов
Российская компания «Здравпринт» адаптирует технологии аддитивного производства для медицинских целей. Компания была основана в 2013 году выпускником МГУ Федором Аптекаревым, опробовавшим 3D-печать и решившим создать бизнес-модель на основе 3D-технологий.

Первым направлением новой компании стало изготовление ортезов – приспособлений для разгрузки, фиксации, активизации и коррекции поврежденных суставов и конечностей.
Ежегодно в больницы России поступает до 1,5 миллионов пациентов с переломами, требующими наложения гипса. Испытанный временем метод фиксации эффективен в лечении, но создает массу неудобств, по большей части связанных с поддержанием гигиены пораженных конечностей и неизбежным зудом. Во многих случаях (порядка 350 тыс. от общего числа) гипсовые повязки приходится снимать досрочно, что негативно влияет на сроки выздоровления и может привести к повторному перелому. Более современные варианты ортезов, изготовляемые из полимерного гипса «Soft Cast» и низкотемпературного пластика «Turbocast», обладают рядом достоинств, но не способны решать весь спектр задач ввиду ограниченной жесткости.

Ортезы «Здравпринт» изготовляются из полилактида – экологичного, безопасного для здоровья и биоразлагаемого термопластика, получаемого из органического сырья. Наиболее близким аналогом являются ортезы из «турбокаста», однако имеются существенные отличия. Турбокаст поставляется в виде типовых заготовок, основным материалом в которых служит поликапролактон – термопластик, размягчающийся при температуре 60°С. На практике, такие заготовки выдерживаются в горячей воде, а затем накладываются на конечность с подгонкой под форму. После остывания ортез приобретает жесткость. Наличие отверстий обеспечивает вентиляцию, но не позволяет проводить гигиеническую обработку без снятия фиксатора.
Для изготовления своих ортезов «Здравпринт» применяет процесс 3D-печати. В качестве рабочих инструментов используются 3D-принтеры производства компании Makerbot. Преимущество аддитивных технологий состоит в возможности производства готовых изделий, не требующих дополнительной подгонки под пациента. Изначально для этой цели компания использовала 3D-сканеры, позволяющие получать точные объемные модели конечности. Обработанные модели использовались в качестве трехмерных чертежей, на основе которых 3D-принтер выполнял печать готового ортеза. В дальнейшем компания разработала собственные алгоритмы построения моделей, не требующие сканирования. Теперь для создания цифровых моделей используются линейные параметры, полученные путем ручного измерения конечности.

Так как 3D-печать не ограничена в плане геометрической сложности создаваемых объектов, печатные шины получили интересную особенность: их конструкция имеет переплетенный вид, навеянный бионикой. Такое строение обеспечивает необходимую жесткость конструкции, одновременно снижая вес и позволяя промывать поврежденную конечность без снятия шины. Установка печатного ортеза схожа с установкой шин из турбокаста: изделие прогревается теплым воздухом в течение нескольких минут, обертывается вокруг поврежденного участка и затвердевает по мере охлаждения. Ранние модели имеют жесткую конструкцию с защелкивающимися половинками, позволяющую с легкостью снимать и надевать ортез по мере необходимости.
Главным же преимуществом печатных ортезов над шинами, изготовленными из того же турбокаста, является стоимость. Так, печатный ортез для фиксации пальца стоит порядка 300-2200 рублей, в то время как аналог из турбокаста обходится примерно в 8 тыс. рублей. Более габаритные печатные шины могут обходиться в 2,5-4,5 тыс. рублей против 12 тыс. рублей для изделий из турбокаста. Время изготовления печатных шин напрямую зависит от их размера, но вместе с моделированием не превышает пары часов. Немаловажную роль в снижении себестоимости производства играет расходный материал: полилактидные филаменты широко используются для прототипирования любителями и профессиональными дизайнерами, а высокий спрос обуславливает широкую доступность и ассортимент вкупе с низкой стоимостью продукта. Кроме того, это один из немногих сегментов аддитивной отрасли, где импортзамещение можно назвать успешным, так как производством полилактидных нитей занимаются несколько российских компаний – таких, как Bestfilament.
Впервые идея 3D-печатных протезов была продемонстрирована Федором Аптекаревым в рамках бизнес-акселератора Yandex Tolstoy Startup Camp. Участвуя в программе, Федор познакомился с сотрудником венчурного фонда под управлением Da Vinci Capital Алексеем Цукановым. Заинтересовавшись идеей, Цуканов помог основать компанию «Здравпринт» и возглавил деловую сторону предприятия. Стартовый капитал составил $50 тыс. из собственных средств, потраченных на разработку оборудования и программного обеспечения. Весной 2015 года предпринимателям удалось привлечь инвестиции в размере $100 тыс. от венчурного фонда Maxfield Capital. К концу 2015 года компания изготавливала около 100 ортезов в месяц на сумму в несколько сотен тысяч рублей при том, что продажи показывают стабильный рост с августа 2015. По оценке Цуканова, при сохранении текущих темпов роста компания сможет выйти на окупаемость в течение года. Основным препятствием для более быстрого развития компании служит консервативность российского здравоохранения: несмотря на очевидные преимущества и положительные оценки, большинство врачей предпочитают опираться на стандартные отраслевые решения.